23.03.2023 10:54
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 9448; сегодня: 1.

Туроператоры выступают за единообразие в решении вопроса о возвратах

Туроператоры выступают за единообразие в решении вопроса о возвратах

Представители туротрасли недоумевают по поводу отсутствия единообразия в решении вопросов о возвратах путешественникам денег за услуги, не оказанные из-за закрытия авиасообщения по ряду направлений в «пандемию» и после. В то время как в отношении авиаотрасли рассматривается вопрос о продлении отсрочки исполнения обязательств, туроператорам в этом отказали.

Срок действия «пандемийных» ваучеров, полученных авиапассажирами от авиакомпаний за отмененные поездки с начала 2020 года начинает истекать. Пассажиры ждут возврата денег с процентами, однако авиакомпании, по данным газеты «Коммерсант», не спешат с выплатами. Вместо этого перевозчики рассматривают возможность «продления действия ваучеров».

Как развивалась ситуация вокруг выплат за отмененные «ковидные» туры.

Эксперты туристической отрасли напоминают, что 6 июня 2020 года правительство РФ утвердило постановление, которое узаконивает право авиакомпаний выдавать пассажирам ваучеры вместо денег за отмененные в связи с Covid-19 регулярные рейсы.

Авиакомпании получили право в одностороннем порядке изменять условия договора перевозки пассажира или отказаться от его исполнения, по договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 года по международным воздушным перевозкам в КНР, с 18 марта 2020 года – по всем внутренним и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 года.

Предполагалось, что если пассажир не воспользуется ваучером в течение трех лет, ему вернут деньги. Три года прошло. Но, как говорят специалисты, «в целом для рынка мало что изменилось»: большое количество ранее популярных направлений по-прежнему закрыты для российских туристов и для турбизнеса. Изменилась только причина их закрытия.

Кроме того, надо понимать, что в марте 2022 года, когда 90% «ковидных» долгов пассажирам вернули и турагенты, и авиакомпании, рынок столкнулся с новыми ограничениями – закрытием воздушного пространства Юга России и многих международных направлений, что привело к накоплению новой задолженности перед потребителями, эквивалентной той, которая образовалась в связи с объявлением пандемии.

Как эксперты оценивают структуру и сумму долга туроператоров и авиакомпаний сегодня.

На данный момент, по оценкам специалистов, туроператоры должны вернуть туристам еще 4-6 млрд руб. в совокупности за «ковидные» туры и отмененные в связи с закрытием воздушного пространства.

Скорее всего, говорят эксперты, долг авиакомпаний такого же порядка. Но точно этого установить аналитикам рынка не удалось – эти сведения перевозчики не разглашают.

Предположительно, изначально этот долг составлял порядка 120 млрд рублей и вернулся к «исходному» состоянию в марте прошлого года из-за геополитического кризиса. Учитывая динамику возвратов и получение помощи от государства, можно предположить, что сейчас его объем – до 10 млрд рублей.

Представители туроператоров отмечают, что в структуре их долга туристам до 50% – это как раз стоимость авиабилетов. Специалисты авиарынка говорят, что через туроператоров реализовывались до 35% авиабилетов от общего объема продаж авиакомпаний.

Это вызвало к жизни проблему, связанную с взаимозачетом между туроператорами и авиакомпаниями. Одним игрокам туристического рынка все же удалось полностью синхронизировать процесс обработки запросов на возврат и туроператоры производили взаимозачеты с партнерскими авиакомпаниями в ответ на пожелание туриста оформить тур по доступному направлению взамен отмененного.

Другие же столкнулись с неожиданной и неприятной сложностью: пассажиры получали ваучер от перевозчика на авиабилет, но при этом сохраняли право требовать от туроператора компенсации полной стоимости тура.

У туроператоров «ваучеров» не было. Как напомнил директор туроператора Space Travel Артур Мурадян, для них действовало постановление правительства № 1073, дававшее отсрочку по возврату за не состоявшиеся из-за пандемии туры.

Однако в конце декабря 2022 года его действие закончилось, и по инициативе Минэка более не было продлено. Хотя, напомним, полноценно восстановить деятельность туроператорам после «ковида» помешали уже новые ограничения.

Рынок просит синхронизации действий регуляторов.

Другие представители туротрасли опрошенные «Вестником АТОР», с одной стороны, говорят о том, что продление действия ваучеров авиакомпаний действительно может быть полезным для туристов и для государства с точки зрения подтверждения его социальной ответственности.

С другой стороны, ситуация на данный момент уже далека от критической, поэтому логичным было бы синхронизировать меры в отношении авиаперевозчиков и туроператоров. Если при аналогичной аргументации действие постановления № 1073 не продлили для турбизнеса, значит авиаперевозчики также уже в состоянии самостоятельно справиться с грузом оставшейся ответственности.

«Сейчас ситуация уже не является критической. Да, мы не знаем, о каких точных суммах идет речь, но большинство долгов уже так или иначе выплачено. Оставшиеся обязательства авиакомпании вполне смогут исполнить, если они в принципе продолжают деятельность», – говорит один из экспертов.

Однако главное, на что просят обратить внимание туроператоры – это синхронизация действий правительства и отраслевых регуляторов в отношении бизнеса смежной направленности. Ранее похожего плана дискуссия развернулась вокруг отмены НДС: когда налог перестали платить отели, это бремя легло на плечи туроператоров.

Теперь аналогичная ситуация возникла и в отношении господдержки перевозчиков и туроператоров. Отсутствие синхронизации негативно влияет на рынок, и без того переживающий непростой период.

Автор: Екатерина Тропова


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12064 публикации
Сайт: www.atorus.ru/node/51850
Поделиться:

Интересно:

Крупнейшие города Российской империи
15.06.2025 10:13 Аналитика
Крупнейшие города Российской империи
Развитие страны определяется её экономическими и политическими показателями, привлекательность – достопримечательностями и природными красотами, а величие – её городами. Во времена Российской империи, просуществовавшей почти два века – с 1721 по 1917 годы – могущество страны быстро росло, а к концу XIX века темпы экономического роста России превзошли темпы развития ведущих стран мира. Быстро увеличивалась численность населения городов, многие из которых превратились в промышленные центры. Население Санкт-Петербурга и Москвы превысило миллионную отметку. На рубеже XIX-XX веков в список крупнейших городов Российской империи, с численностью населения, превышающей 200 тысяч человек, входили пять городов (по данным переписи 1897 года без учёта Польши и Финляндии): 1. Санкт-Петербург – численность населения 1 млн 264 тыс. человек; 2. Москва – 1 млн 38 тыс.; 3. Одесса – 403 тыс.; 4. Рига – 282...
Исчезнувшие города Руси в легендах и сказаниях
14.06.2025 10:07 Аналитика
Исчезнувшие города Руси в легендах и сказаниях
Города, как и всё на земле, не вечны: они разрушаются, перестраиваются, гибнут во время стихийных бедствий и вражеских нашествий, переносятся на новые места, приобретают новый облик. Но есть в народных сказаниях сообщения о таинственном исчезновении городов или части городов: города или храмы исчезали под водой, уходили под землю или вдруг оказывались покинутыми всеми жителями. Вода с древних времён имела сакральное значение для славян: воду считали кровью Матери Сырой Земли, водоразделом между миром земным и небесным, поэтому многие сказания связаны с водой. Самой известной русской легендой об исчезновении города под водой является сказание о граде Китеже. Китеж Согласно преданию, город, названный Большим Китежем, был построен в начале XIII века великим князем Георгием (Юрием) Всеволодовичем, основателем Нижнего Новгорода. Оказавшись однажды на берегу озера Светояр с прозрачной водой...
Патриотизм и мода
12.06.2025 12:20 Интервью, мнения
Патриотизм и мода
Можно ли объединить эти смыслы и сделать их взаимно востребованными? Дизайнерский дом «Misha'Le» однозначно отвечает «Да»! Коллекция «Триколор», созданная в марте этого года дизайнером Еленой Мишаковой, уже в мае была полностью распродана клиентам бренда. Коллекция «Триколор» объединяет современные тенденции моды с элементами российского флага, символизируя единство и силу нашей страны. Каждая деталь одежды выполнена с особой тщательностью, отражая индивидуальность и характер владельца. Основные особенности коллекции:- Креативный стиль. Одежда подходит для всех возрастов как для повседневной носки, так и для особых случаев;- Уникальные материалы. Используются высококачественные ткани, обеспечивающие комфорт, удобство и долговечность;- Элементы дизайна включают элементы российского триколора, такие как полосы белого, синего и красного цветов. Коллекция «Триколор» привлекает внимание...
Как проходили проводы на военную службу у кубанцев и донцов
10.06.2025 16:05 Интервью, мнения
Как проходили проводы на военную службу у кубанцев и донцов
Сейчас фольклористы и этнографы из Волгограда работают над съемками масштабного историко-документального фильма о казачьих традициях. Команда проекта пытается детально воссоздать обряд проводов донского казака на военную службу. Фильм получил рабочее название "Проводы казака на службу в станице Луганской". О том, как традиционно провожали на воинскую службу и на войну казаков Дона и Кубани, рассказали заведующий научно-исследовательским центром традиционной культуры ГБНТУК КК "Кубанский казачий хор" кандидат искусствоведения Василий Воронин и ведущий российский исследователь истории и культуры казачества, доктор философских наук, профессор, научный сотрудник лаборатории истории и культуры российского казачества Южного федерального университета Андрей Яровой. — Как выглядел традиционный обряд проводов казака на военную службу? Была ли у него единая структура? В.Воронин: У кубанских...
Московская ассоциация предпринимателей: диалог с властью
07.06.2025 11:41 Аналитика
Московская ассоциация предпринимателей: диалог с властью
Влияние предпринимательского сообщества на формирование экономической политики. Детальный анализ и результаты конструктивного диалога. Московская ассоциация предпринимателей (МАП) выражает глубокое удовлетворение результатами продолжительного и конструктивного диалога с ключевыми федеральными органами власти по вопросам денежно-кредитной политики. Всесторонняя аналитическая работа и последовательные обращения, в подготовке и представлении которых активно участвовали Президент МАП Андрей Евгеньевич Поденок, Вице-президент МАП Дмитрий Александрович Минаков, Советник президента МАП, академик РАЕН Андрианов Константин Николаевич, представители Комитета по финансовой политике и банковскому делу МАП, Вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров (экосистема МАП) Артур Дмитриевич Леер и Председатель Экспертного совета МАП Кривошеин Николай Викторович, позволили существенно усилить учет...