27.02.2023 11:46
Документы.
Просмотров всего: 5602; сегодня: 2.

Банки не должны делать акцент только на ставке по накопительному счету

Банки не должны делать акцент только на ставке по накопительному счету

Банк России и Федеральная антимонопольная служба РФ рекомендовали банкам более прозрачно раскрывать условия, от которых зависит доходность накопительного счета. Их следует указывать в том же месте и тем же шрифтом, что и максимально возможную ставку, — как на сайте банка, так и в любых материалах, предназначенных для клиентов. Об этом говорится в совместном информационном письме регуляторов.

Сейчас банки иногда не акцентируют внимание на том, что ставка зависит от того, сколько денег и как долго находится на накопительном счете, и что она может быть значительно ниже максимальной. Клиенты некоторых банков могут найти эту информацию только в документе с полными условиями по накопительному продукту, пройдя по нескольким ссылкам.

Ранее Банк России и ФАС России давали похожие рекомендации по информированию об условиях кредитов и вкладов (https://publishernews.ru/PressRelease/PressReleaseShow.asp?id=758425). 

Текст документа:

Федеральная антимонопольная служба от 17.02.2023 № АК/11522/23

Центральный банк Российской Федерации от 17.02.2023 № ИН-03-59/15

Кредитным организациям

Информационное письмо о раскрытии информации по накопительным продуктам

В целях содействия формированию благоприятной конкурентной среды на рынке банковских услуг, соблюдения прав и законных интересов физических лиц – клиентов кредитных организаций (далее – потребители) ФАС России и Банк России рекомендуют кредитным организациям учитывать следующее.

Важным потребительским свойством банковских услуг (продуктов), предусматривающих начисление процентов на остаток собственных денежных средств по счетам потребителей, к которым относятся текущие банковские счета1 (в том числе «карточные счета» и «накопительные счета»2) (далее – накопительные продукты), является начисление процентов3 на остаток поступивших на счет денежных средств. Данное свойство стимулирует потребителей размещать денежные средства в кредитной организации для получения дополнительного дохода и дает ей возможность использовать временно свободные денежные средства потребителей.

При этом ФАС России и Банк России неоднократно выявляли практики ненадлежащего раскрытия кредитными организациями на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сайты) информации об условиях накопительных продуктов и размере возможного дохода по ним. В частности, в ФАС России и Банк России неоднократно поступали обращения граждан, связанные с недоведением до их сведения значимой информации о наличии условий, влияющих на размер дохода, получаемого потребителями по накопительным продуктам4.

Некоторые кредитные организации для привлечения потребителей при продвижении накопительных продуктов5 акцентированно указывали на возможность получения процентов на остаток денежных средств, не указывая при этом на наличие менее привлекательных условий, непосредственно влияющих на размер дохода потребителя (например, зависимость процентной ставки от суммы или срока нахождения денежных средств на счете), а также на необходимость ознакомления с документами, закрепляющими указанные условия.

Вместе с тем проведенный ФАС России и Банком России анализ сведений, размещенных на сайтах кредитных организаций, показал, что некоторые кредитные организации не раскрывают информацию об условиях, предусматривающих изменение процентных ставок по накопительным продуктам. Однако такие условия влияют на размер возможного дохода, получаемого потребителями по данным продуктам и напрямую зависящего от размеров процентных ставок.

В ряде случаев раскрытие указанной информации осуществлялось исключительно в документах, закрепляющих полные условия и правила обслуживания соответствующих накопительных продуктов, для ознакомления с которыми потенциальным потребителям необходимо совершить ряд последовательных дополнительных действий (например, переход по ссылке или нажатие кнопки).

Совершение кредитными организациями подобных действий, вводящих в заблуждение потребителей, может приводить к возникновению необоснованных преимуществ перед конкурентами и нарушению общественных отношений в сфере конкуренции6, а также с учетом конкретных обстоятельств рассматриваться как нарушение пункта 1 статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Кроме того, указанное поведение кредитных организаций способно негативно отразиться на доверии потребителей к банковской системе в целом.

Подобные действия пресекаются антимонопольными органами в рамках имеющихся полномочий, в частности, путем выдачи предупреждений, возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства на основании поступивших обращений от потребителей7.

Учитывая изложенное, ФАС России и Банк России полагают, что более прозрачному раскрытию информации о наличии условий, от соблюдения которых зависит размер получаемого потребителями по накопительным продуктам дохода, может способствовать размещение информации обо всех таких условиях и соответствующих данным условиям процентных ставках равнозначным по размеру шрифтом без использования графических приемов (различий в фоне, цвете и теме шрифта), позволяющих отображать одни параметры (их значения и варианты) менее заметно по сравнению с другими, и в одном месте, то есть таким образом, чтобы для получения данной информации потребителю не требовалось совершать дополнительных действий (например, переход по ссылке или нажатие кнопки). В частности, при любых указаниях на размер процентных ставок информацию об условиях, предусматривающих изменение процентных ставок по накопительным продуктам, рекомендуется раскрывать непосредственно вместе с информацией об их размере (с учетом изложенных рекомендаций к формату представления информации).

Раскрывать данную информацию ФАС России и Банк России рекомендуют на сайтах кредитных организаций (на страницах соответствующих накопительных продуктов), в документах, содержащих условия по накопительным продуктам (в том числе выдаваемых потребителям на руки при открытии накопительных продуктов), а также в иных информационных материалах, используемых кредитными организациями при взаимодействии с потребителями.

Настоящее информационное письмо подлежит размещению на официальных сайтах ФАС России и Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Заместитель руководителя ФАС России ________________ А.Б. Кашеваров

Первый заместитель Председателя Банка России ________________ Д.В. Тулин

1 Согласно части 1 статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации.

2 Термины, используемые кредитными организациями в маркетинговых целях.

3 Согласно части 1 статьи 852 Гражданского кодекса Российской Федерации.  

4 Анализ сведений, размещенных на сайтах кредитных организаций, показал, что большинство хозяйствующих субъектов, предлагающих потребителям подобные накопительные продукты, устанавливают условия, от соблюдения которых зависит размер дохода потребителя.

5 При описании условий на соответствующих страницах сайтов.

6 Как установлено ФАС России в рамках дел о нарушении антимонопольного законодательства, многие потребители не заключали бы договоры накопительных продуктов с данными кредитными организациями, если бы знали о совершении ими названных действий, а обратились бы в другие кредитные организации.

7 В связи с нарушением статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».


Банки не должны делать акцент только на ставке по накопительному счету

Банки не должны делать акцент только на ставке по накопительному счету

Банки не должны делать акцент только на ставке по накопительному счету

Банки не должны делать акцент только на ставке по накопительному счету


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12064 публикации
Сайт: cbr.ru/press/event/?id=14563
Поделиться:

Интересно:

Крупнейшие города Российской империи
15.06.2025 10:13 Аналитика
Крупнейшие города Российской империи
Развитие страны определяется её экономическими и политическими показателями, привлекательность – достопримечательностями и природными красотами, а величие – её городами. Во времена Российской империи, просуществовавшей почти два века – с 1721 по 1917 годы – могущество страны быстро росло, а к концу XIX века темпы экономического роста России превзошли темпы развития ведущих стран мира. Быстро увеличивалась численность населения городов, многие из которых превратились в промышленные центры. Население Санкт-Петербурга и Москвы превысило миллионную отметку. На рубеже XIX-XX веков в список крупнейших городов Российской империи, с численностью населения, превышающей 200 тысяч человек, входили пять городов (по данным переписи 1897 года без учёта Польши и Финляндии): 1. Санкт-Петербург – численность населения 1 млн 264 тыс. человек; 2. Москва – 1 млн 38 тыс.; 3. Одесса – 403 тыс.; 4. Рига – 282...
Исчезнувшие города Руси в легендах и сказаниях
14.06.2025 10:07 Аналитика
Исчезнувшие города Руси в легендах и сказаниях
Города, как и всё на земле, не вечны: они разрушаются, перестраиваются, гибнут во время стихийных бедствий и вражеских нашествий, переносятся на новые места, приобретают новый облик. Но есть в народных сказаниях сообщения о таинственном исчезновении городов или части городов: города или храмы исчезали под водой, уходили под землю или вдруг оказывались покинутыми всеми жителями. Вода с древних времён имела сакральное значение для славян: воду считали кровью Матери Сырой Земли, водоразделом между миром земным и небесным, поэтому многие сказания связаны с водой. Самой известной русской легендой об исчезновении города под водой является сказание о граде Китеже. Китеж Согласно преданию, город, названный Большим Китежем, был построен в начале XIII века великим князем Георгием (Юрием) Всеволодовичем, основателем Нижнего Новгорода. Оказавшись однажды на берегу озера Светояр с прозрачной водой...
Патриотизм и мода
12.06.2025 12:20 Интервью, мнения
Патриотизм и мода
Можно ли объединить эти смыслы и сделать их взаимно востребованными? Дизайнерский дом «Misha'Le» однозначно отвечает «Да»! Коллекция «Триколор», созданная в марте этого года дизайнером Еленой Мишаковой, уже в мае была полностью распродана клиентам бренда. Коллекция «Триколор» объединяет современные тенденции моды с элементами российского флага, символизируя единство и силу нашей страны. Каждая деталь одежды выполнена с особой тщательностью, отражая индивидуальность и характер владельца. Основные особенности коллекции:- Креативный стиль. Одежда подходит для всех возрастов как для повседневной носки, так и для особых случаев;- Уникальные материалы. Используются высококачественные ткани, обеспечивающие комфорт, удобство и долговечность;- Элементы дизайна включают элементы российского триколора, такие как полосы белого, синего и красного цветов. Коллекция «Триколор» привлекает внимание...
Как проходили проводы на военную службу у кубанцев и донцов
10.06.2025 16:05 Интервью, мнения
Как проходили проводы на военную службу у кубанцев и донцов
Сейчас фольклористы и этнографы из Волгограда работают над съемками масштабного историко-документального фильма о казачьих традициях. Команда проекта пытается детально воссоздать обряд проводов донского казака на военную службу. Фильм получил рабочее название "Проводы казака на службу в станице Луганской". О том, как традиционно провожали на воинскую службу и на войну казаков Дона и Кубани, рассказали заведующий научно-исследовательским центром традиционной культуры ГБНТУК КК "Кубанский казачий хор" кандидат искусствоведения Василий Воронин и ведущий российский исследователь истории и культуры казачества, доктор философских наук, профессор, научный сотрудник лаборатории истории и культуры российского казачества Южного федерального университета Андрей Яровой. — Как выглядел традиционный обряд проводов казака на военную службу? Была ли у него единая структура? В.Воронин: У кубанских...
Московская ассоциация предпринимателей: диалог с властью
07.06.2025 11:41 Аналитика
Московская ассоциация предпринимателей: диалог с властью
Влияние предпринимательского сообщества на формирование экономической политики. Детальный анализ и результаты конструктивного диалога. Московская ассоциация предпринимателей (МАП) выражает глубокое удовлетворение результатами продолжительного и конструктивного диалога с ключевыми федеральными органами власти по вопросам денежно-кредитной политики. Всесторонняя аналитическая работа и последовательные обращения, в подготовке и представлении которых активно участвовали Президент МАП Андрей Евгеньевич Поденок, Вице-президент МАП Дмитрий Александрович Минаков, Советник президента МАП, академик РАЕН Андрианов Константин Николаевич, представители Комитета по финансовой политике и банковскому делу МАП, Вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров (экосистема МАП) Артур Дмитриевич Леер и Председатель Экспертного совета МАП Кривошеин Николай Викторович, позволили существенно усилить учет...